Программа  «Модель экологического образования

«Эко - личность»

(продуктивное экологическое образование и воспитание с учетом индивидуальных качеств личности ребенка)

1. Ведение

  В основе данной программы  -   создание условий для воспитания экологически культурной  личности педагогами, которые создают для  детей мир, где каждый  ребенок имеет возможность индивидуального развития, самосовершенствования в области экологических  знаний.

Программа экологического образования МОУ Иловлинской СОШ №2 является долгосрочной и рассчитана на реализацию в течение 4-х лет.

В процессе реализации программы  в рамках деятельности школы предполагается создать модель школы экологического образования «Эко - личность», которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного экологического образования и воспитания с учетом интересов и способностей каждого ребенка, в рамках современной идеологии образования.

                Проблема программы - индивидуализация системы обучения экологии в современной развивающей школе.

               Главной целью программы является

Определить систему биологического образования и воспитания в школе  с учетом индивидуальных качеств  личности ребенка  в урочной и внеурочной деятельности путем внешней и внутренней дифференциации на разных этапах обучения и воспитания.

Задачи программы:

-Рассмотреть модель внешней диффернциации экологического образования в школе.

- Рассмотреть формы и методы организации дифференциального обучения экологическим вопросам  на уроках биологии

- Спрогнозировать результат реализации проекта

2. Предполагаемый результат

1. Окончание начальной школы -  сформированность положительного отношения ребенка к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения детей в природе, умеющих планировать и контролировать свои действия , овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной экологической  программы.

2. Основная школа – сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ ЗОЖ), формирование прочных, устойчивых основ экологических  знаний, повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей в области экологических наук. Достаточный уровень ключевых биологических компетенций.

3. Основная полная школа – формирование экологически научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности и  выступая  как важный компонент ее мировоззрения, является необходимым условием самообразования,  развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию биологических знаний. Высокий уровень ключевых биологических компетенций.

           При такой схеме видятся варианты продолжения образования за пределами школы:

- на этапе начальной  и основной школы в учреждениях дополнительного образования

- после окончания основной ступени образования – в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального биологического образования

- после окончания старшей ступени образования в образовательных учреждениях высшего и среднего биологического  образования

3. Компоненты программы:

- Мотивации  проекта

      В основе концепции школы экологического образования «Эко- личность» лежат следующие принципы:

- Ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребенка, педагога)

- Необходимости ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика

- Права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно –воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)

- Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира

- Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

- Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

В основе проекта принцип системной дифференциации, установленный современной нейрофизиологией и имеющий прочное обоснование в психологической и педагогической науке, открывающий новые пути и подходы в решении чрезвычайно актуальной проблемы биологического и экологического образования и воспитания школьников. (Л.С. Выготский, И.Д. Зверев, Г.Н Каропа, Н.И.Чуприкова)

       Программа «Эко- личность» предполагает смешанный контингент учащихся , где учатся и средние и одаренные ученики, а так же дети нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении.  Школа «Эко - личность» учреждение, стремящееся преодолеть извечный барьер между академическим, книжным знанием и чувственно – предметным освоением мира. Данный проект предполагает создание разноуровнего и разнопрофильного экологического  образования, предполагающего реализацию программ на базовом и профильном, продвинутом  уровнях. Главное при реализации проекта, создать условия учащимися для сохранения их психического и физического здоровья, научить основам ЗОЖ и способам сохранения здоровья.

        Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность -- это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств.

   - рефлексивно – аналитическая часть

          МОУ Иловлинская СОШ № 2 – общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями в области биологического и экологического воспитания учащихся. В школе обучается 709 учащихся разного уровня познавательной активности и интеллектуальных способностей.  В сентябре 2008 года школа стала центром экологического образования, в 2009 – 2010 учебном году в школе открыто профильное обучение биологии. Школа является одним из лидеров по результативности участия в экологических и биологических конкурсах, проектах, олимпиадах. В образовательном учреждении создана биологическая материально – техническая база: имеется кабинет биологии, оснащенный лабораторным оборудованием, средствами ИКТ, учебно – методической литературой, зоологический музей, учебно – опытный участок, пришкольный участок. Географически школа расположена вблизи природных объектов: реки Иловля, пойменного леса реки Иловля, пойменного луга реки Иловля. Образовательное учреждение сотрудничает с Государственным учреждением природный парк «Донской», офис которого находится в рабочем поселке Иловля.

Большинство родителей учащихся представляет в социальном плане рабочих и служащих (70%), доля предпринимателей и безработных соответственно составляет 20% и 10%.

Родительский заказ требует высокое качество биологического и экологического  образования, так как в окрестностях р.п. Иловля находятся сельскохозяйственные и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия: ЗАО «Краснодонское», фермерские хозяйства, ООО «Бекон», ОО О «Сельхозпереработка», медицинские учреждения (поликлиники, больница, санаторий «Качалинский»), образовательные учреждения (три школы и три детских сада), следовательно, дальнейшее образование выпускники школы зачастую продолжают в сельскохозяйственных, медицинских, педагогических  учебных учреждениях, что требует высокого уровня экологических и биологических знаний.

            В соответствии с общероссийскими тенденциями большая часть учащихся школы имеет различные заболевания и, хотя 72% учащихся относятся к основной группе здоровья, проблемные категории составляют 28%, что ставит проблему воспитания основам ЗОЖ.

Преимуществом школы является работа социально – психологической службы.

В школе работает достаточно квалифицированный педагогический коллектив единомышленников,  целью работы которого является  создание условий, обеспечивающих повышение доступности, качества и эффективности образования на основе создания здоровьесберегающей среды, индивидуализации образовательных траекторий учащихся.

Программа школы «Эко- личность» призвана реализовать поставленную цель.

В настоящее время в МОУ Иловлинской СОШ №2 реализуется система индивидуализации биологического образования через   дифференциацию аудиторной занятости учащихся, внеклассную работу: кружки, создание экологической организации, НОУ, элективные курсы ит.д. Но система данной работы отсутствует, проблемным моментом является отсутствие преемственности между первой и второй ступенью обучения. 

  - Технология проекта

             Проект биологического образования «Эко - личность » реализуется по двум направлением: внутренняя дифференциация на уроках биологического цикла, внешняя дифференциация через объединение в учебные группы с учетом преемственности разных возрастных групп с использования системы тьюторства. Важнейшим средством для достижения  цели является предоставление учащимся возможности выбора, который ему поможет сделать тьютор.

             Индивидуализация обучения осуществляется к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.

         «Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку содержания и является рефлексией на заказ общества. Нестандартизируемая  вариативная часть содержания выходит за рамки стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных областей самим учеником и его родителями и таким образом, является рефлексией на заказ самой личности».

В основе индивидуализации процесса обучения биологии лежит дифференциация обучения и воспитания основанная на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.

Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

  •  изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  •  определение критериев деления учащихся на группы;
  •  умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном   

       руководстве;

  •  умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  •  перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

            Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения.

Принимая это во внимание, необходимо отчетливо представлять, в чем состоит развитие личности в условиях дифференцированного обучения, какие движущие силы определяют качественные изменения учащихся, в структуре их личности, когда эти изменения происходят наиболее интенсивно и, разумеется, под влиянием каких внешних, социальных, педагогических и внутренних факторов.

                     Внешняя индивидуализация при обучении и воспитании на первой ступени обучения предполагает ввести компонент «Экология» в предмет «Окружающий мир», который будет представлен основными стандартами образования.

Основная задача тьютора на начальном этапе обучения помочь раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным и экологическим  воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Учащимися начальной ступени обучения можно предложить различные занятия в рамках группы продленного дня, кружки художественно – эстетического, краеведческого цикла экологической, биологической направленности. Это может быть изостудия «Я вижу мир», театральная студия, студия проектирования и моделирования с экологической и здоровьесберегающей направленностью. В ненавязчивой форме младшие школьнике познают красоты природы родного края, знакомятся в форме игры с биоценозами, способами сохранения здоровья. Одной из проблем нынешнего экологического образования на начальном этапе, отсутствие наглядных пособий для младших школьников. Эта проблема может быть решения учащимися 2 ступени обучения.

На второй ступени обучения предлагается ввести из вариативной части один час курсов по выбору: экология, краеведение, ЗОЖ. Организовать клубное биологическое сообщество, объединенных возможностью рефлексивного обсуждения решаемых проблем по интересам учащихся. Формами внешней дифференциации на второй ступени обучения являются: курсы по выбору, естественно-научные клубы, экологические кружки, студии «Наглядное пособие малышам», школьная экологическая организация учащихся, практико – ориентированная деятельность: практикумы, экологические лагеря и т.д. 

             Продолжая обучение в старшей ступени средней школы (X-XI класс) перед учащимися встает вопрос определения своего места в жизни, выбора профессии. Здесь можно предложить следующие формы, способствующие самоопределению учащихся: обучение биологии на профильном уровне. С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.

            Другая форма дифференциации, которая неразрывно связана с интересами, склонностями, индивидуальностью, его ценностей и жизнедеятельности самого ученика является дифференциация по проектированию профессии. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.

Важнейшим фактором развития способностей учащихся является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности.

Обучение биологии на более продвинутом углубленном уровне в рамках единого образовательного пространства «Школа-Вуз». Большая роль в данном взаимодействии будет принадлежать дистанционному обучению. Кроме того, учащиеся занимаются исследовательской, проектной деятельностью  в научных обществах учащихся, посещают элективные курсы.  

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА  по экологическому направлению НА УРОКАХ БИОЛОГИИ (в рамках внутренней дифференциации)

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Такой учет должен быть гибким, учитель при организации дифференциации должен дать возможность ученику самому выбирать задания и переходить на более высокий уровень.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2.Проведение диагностики по выбранному критерию.

3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6.Диагностический контроль за результами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

4. Реализация  программы «Эко – личность» 

                                  Приоритетные направления

1. Создание нормативно – правовой базы и информационное обеспечение процесса – разработку рабочих программ и тематических планов

2.  Интеграция групп и сообществ – организаторов проекта

3.  Презентация программы на школьном и муниципальном уровне

4.  Повышение квалификации педагогов

План реализации проекта

1.  2009 – 2010 гг – подготовительно – поисковый  –создание условий для оформления идей программы, осмысление противоречий и предпосылок развития экологического образования школы

2.  2011- 2012 гг –  моделирующий -реализация проекта, реформирование компонентов, заданных моделью «Эко- личность»

3.   2012 -2013 – аналитико – коррекционный (обобщающий) – анализ и рефлексия статуса школьного экологического образования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

5. Заключение

 На мой взгляд, данный проект эффективен, так как в процессе его реализации произойдут существенные изменения в формирования личности учащихся, отношения личности к окружающей его среде, адаптация личности учащихся к условиям среды, изменится стереотип мышления в отношении ценностей собственного здоровья, значительно повысится уровень ключевых биологических компетенций учащихся и что очень важно, возможно произойдут изменения в отношениях школы и окружающего ее  социума.  

  В программе выявлены содержательные и структурные аспекты обновления экологического образования в школе, определены основные их пути: индивидуализации и гуманизации школьной среды, реализация целостного экологического подхода к организации учебно-воспитательной деятельности, обусловленного социокультурными и природными особенностями конкретной местности, экологизация учебного материала и расширение межпредметных связей, открытость образовательной среды школы инновациям и вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

 

 

 

© 2011 МБОУ Иловлинская СОШ № 2

Яндекс.Погода
Конструктор сайтов - uCoz